Время работы магазина:
ПН - СБ: с 10:00 до 19:00

Словарь велосипедиста

Алкобайкер — он же Донор, который вместо того чтобы пулять или просто кататься стоит у пивного ларька и рассказывает какой он крутой райдер, не являсь им по сути.
Но есть алкорайдеры, которые круто катают. И они не доноры. А просто отдыхают после каталова с бутылочкой пива.

Алюминий (Al) — основной компонент сплава металлов, применяемого для изготовления велосипедных рам. В обиходе такая рама называется алюминиевой.

Амортизатор (damping unit) —  устройство для поглощения и гашения колебаний. Сама пружина не является амортизатором, потому что пружина не гасит колебания, а только воспринимает их и отрабатывает обратно. Назначение амортизатора — погасить обратный ход пружины. В велосипеде применяются передний амортизатор (в передней вилке) и задний амортизатор (в задней части рамы). Иногда в отношении амортизатора употребляют термин <подвеска>, хотя подвеска — более сложное устройство, включающее в себя амортизатор с пружиной.

Амортизационная вилка — передняя вилка со встроенным механизмом амортизации. Механизм амортизации принимает на себя и смягчает удары, которые приходятся на колеса во время езды, и таким образом на раму передается намного меньше тряски и ударов.

Атмосфера — распространённая у нас единица измерения давления в манометрах автомобильных насосов, но на Велопокрышках обычно пишут предельнодопустимые давления в PSI. 1 атмосфера = 14,5 PSI.

Барагоз — непонятные действия совершаемые байкером после принятия некоторого количества алкоголя.

Байк — это велосипед. Слово «велосипед» произошло от двух латинских слов: velosis, что значит «быстрый», и pedis, что значит «нога». Слово «байк» — редуцированное от английского «bicycle» — велосипед, буквально — «двухколесный».

Бачок питьевой (фляга) — Пластмассовая бутылочка с выдергивающимся соском, которая обычно закрепляется на раме в специальном держателе.
Багажник — металлическая конструкция над колесом, позволяющая разместить на велосипеде груз. При этом основную массу груза лучше расположить не на багажнике, а ниже его. Такая концепция лучше всего реализована в велорюкзаке типа «штаны». Самый распространенный вид багажника — над задним колесом, но можно оборудовать багажник и над передним колесом при жесткой (не амортизирующей) вилке. Багажники делают из стали, алюминия, титана. Наиболее ремонтопригоден стальной багажник.

База — расстояние между осями передней и задней колесных втулок. Этот параметр важен для оценивания максимальной эффективности велосипеда для различных типов катания.

Балансир —  деталь ручного тормоза типа кантеливер. Балансир представляет из себя широкий металлический крючок, который винтом закрепляется на тросе, выходящем из тормозной рукояти, и держит на себе короткий тросик, соединяющий два тормозных рычага.

Бани-хоп — прием, делается за счет поднятия переднего колеса и резкого выброса тела вперед

Барабанный тормоз — тормозное устройство, располагающееся во втулке переднего или заднего колеса. Главное отличие барабанного тормоза от ножного заключается в способе, которым они приводятся в действие. Ножной тормоз посредством задней звездочки и цепи связан с передней звездой и приводится в действие обратным ходом педалей. Барабаный тормоз посредством тормозного тросика связан с тормозной рукояткой, располагающейся на руле, и приводится в действие этой рукояткой.

Башинги — в пер. с англ. дословно — «направляющие».
1. Кольца, цилиндрики, которыми обкладываются штаны вилки с внутренней стороны, по которым непосредственно скользят ноги.
2. Алюминиевые втулочки в креплении заднего амортизатора.

Беспед — велосипедист без байка. Многие велосипедисты зимой становятся беспедами.

Бигэир — От англ. «Big Air» — трамплин для потенциально большого пролёта в длину.

Биомасса — человек, катающийся на велосипеде вообще без царя в голове. Набор мышц и костей без мозгов. ОПАСЕН для себя в первую очередь, и для окружающих в том числе!

Братья наши меньшие — Братья наши меньшие-велосипеды, с 20 дюймовыми колёсами, имеющие, приемущественно хромоливые рамы, использующиеся для дёрта, стрита, флатленда. Данные велосипеды имеют маленькие, по сравнению с MTB, размеры. Чаще их называют BMXами.

Баттинг (butting) — Переменная толщина стенок труб, применяющихся в производстве рам. В более нагруженых местах(крепление труб в районе каретки и рулевого стакана) более толстые стенки, позволяет снизить вес при той-же прочности.

Биение —  в обиходе означает отклонение от нормального состояния боковой поверхности обода или его периметра. Биение может также встречаться и на передних звездах. Различают Радиальное биение: изменение радиуса колеса при разных углах поворота. Жаргонное название радиального биения — <яйцо>. Велосипед с такими колесами на ходу дрожит, как на булыжной мостовой.

Осевое (боковое) биение —  отклонение периметра обода или звезды от плоскости вращения. Жаргонное название осевого биения — <восьмерка>. Восьмерка особенно критична для велосипедов с ручными тормозами, поскольку кривой обод начинает задевать о тормозные колодки. Боковое биение на передних звездах приводит к плохому переключению цепи, особенно на крайних звездах, куда цепь или не переходит, или соскакивает.

Бустер — дополнительная арка, горилла, ставящаяся на крепления ободных тормозов. Он воспрепятствует раздвиганию задних перьев или ног у вилки при торможении, что позволяет увеличить мощьность ободных тормозов.

Борт —  жесткий край шины. Обычно выполнен из проволоки и иногда из искусственного волокна Kevlar.

Брызговик — резиновый или пластмассовый лоскут, который прикрепляют к переднему крылу для лучшей защиты велосипеда от грязи. В отличие от автомобильных, велосипедные щитки почти все самодельные.

Велокомпьютер —  это техническое устройство, обычно закрепляемое на руле велосипеда. Обычно состоит из двух частей — собственно электронного блока с индикатором и датчика оборотов колеса. На спице колеса устанавливается небольшой магит, а на передней вилке — датчик, представляющий собой геркон. Он соединяется проводами с электронным блоком, который устанавливается на руле. Существуют и беспроводные велокомпьюетры, у которых связь между датчиком и электронным блоком осуществляется по радио.

Верблюд — препятствие, напоминающее отдалённо по виду горбы верблюда. Колючки не ест, слюнями не плюётся. Состоит из Вылета и Приземления, обычно между которыми ничего нету, или вообще вырыта яма. Рассчитан на Амплитудные прыжки ввысь. Далеко и не очень высоко кидающий верблюд уже скорее является БигЭйром. Верблюд, не имеющий брешь между вылетом и приземлением, чаще зовут Столом, иногда Кочкой.

Вжатие — это способность при жестких приземлениях абсорбировать часть шока руками, ногами и подвеской велосипеда.
Велолазание — преодоление некоторого расстояния, которое ожидалось проехать на велосипеде, с использованием альпинистских приемов, причем с велосипедом на плече или шее. Велолазание бывает с набором высоты, с понижением высоты, с преодолением сыпух и бульников.

Велопонос - преодоление некоторого расстояния, которое ожидалось проехать на велосипеде, пешком, с велосипедом на плече, из-за неожиданного или планового ухудшения качества дорожного покрытия, вплоть до полного исчезновения такового.

Велотрусы (велосипедки, памперсы) — это обтягивающие штаны для езды на велосипеде. Хорошие велосипедки скроены из 6-8 деталей, анатомически, «с круглой попой»; сшиты из быстро сохнущей синтетической ткани и имеют «памперс» — специальную прокладку из мягкого материала, облегчающую длительные и тяжелые поездки. Хороший «памперс» обработан специальной бактерицидной пропиткой, которая, к сожалению, через несколько стирок теряет свои свойства. Есть мнение, что толстый «памперс», выходящий за края седла при езде, спасает от многих неприятностей, связанный с потертостями, потницей и раздражениями, а также что верхняя поверхность «памперса» должна быть из натуральной замши.

Вентиль, сосок, ниппель — устройство, позволяющее удерживать воздух в камере. Является составной частью камеры. Бывает нескольких видов: ? велониппель Данлопа с узкой резьбой и резиновой трубочкой внутри. Ставился на старые советские велосипеды. Требует насоса со специальным шлангом. ? веловентиль Преста (Presta). Металлический гладкий высокий вентиль со специальным устройством – золотником – внутри. Требует особого насоса ? «автониппель» Шрёдера (Schraeder) Металлический резьбовой вентиль с вывинчивающимся золотником внутри, наружный диаметр соответствует диаметру ниппеля автомашины. Наиболее универсален. Насос тут тоже нужен.

Верхняя труба — труба рамы, соединяющая подседельную трубу и рулевой стакан (переднюю вертикальную короткую трубу, куда вставляется руль и вилка). Может иметь горизонтальное расположение, или быть скошенной под разными углами для увеличения специальных возможностей велосипеда. На «женской раме» верхняя труба имеет значительный наклон, она практически параллельна нижней трубе рамы.

Ви-брейки, векторные тормоза — это тип ободных тормозов с перпендикулярным подводом колодок к ободу. Тормозной трос проходит перпендикулярно от одного тормозного рычага к другому. Это облегчает настройку тормозов, упрощает снятие колеса и улучшает торможение.

Вилка — часть рамы велосипеда, в которой закреплено колесо. Обычно имеется в виду передняя вилка. Передняя вилка конструктивно выполнена как отдельный элемент рамы и может быть жесткой (простейшая вилка, перья которой представляют собой цельные металлические трубки) или амортизационной.

Вкручивать — крутить педали с усилием либо для достижения большой скорости, либо преодолевая препятствия на местности.
Водопроводная труба, «чугуниевая» рама, «кроватное железо»
Высокомерные отзывы о тяжелой раме из очень плохой стали. Хотя такой материал наиболее популярен в нашей стране для производства массовых велосипедов, таких как «Урал», «Десна», «Пенза», «Аист», «Кама» и т.п.

Воздушная вилка — вилка с пневматическим упругим элементом и / или демпфером. См. Амортизатор.

Вставная челюсть — деталь велошлема с полной защитой лица, выполненная отдельно. См. Фуллфейс.

Втулка 

1. Втулка, ступица колеса — центральная деталь колеса в виде цилиндра. На неё крепятся спицы, в ней располагаются подшипники, через нее проходит ось, с помощью которой колесо крепится в раме. Задняя и передняя втулки отличаются размером и внутренним устройством. Задняя втулка бывает под «трещотку» — резьбовая, и под «кассету», со специальными шлицами для посадки блока шестерен. Существует еще втулки со внутренним переключением передач, т.н. планетарные. Втулки могут крепиться в перья рамы с помощью эксцентриков – стержней с «барашком», ручкой и пружинками, и гаек. Колесо на эксцентрике легко снимается и ставится. Втулки на гайках дешевле и ниже качеством.
2. Втулки в роликах заднего переключателя представляют собой металлические трубочки – подшипники скольжения. Внутри этих трубочек проходят стяжные болты, закрепляющие ролики в рамках переключателя.

Выжимка цепи — это инструмент для разъединения и соединения звеньев цепи, вид своеобразных тисочков с выдвигающимся штырьком. Без этого инструмента выполнять работы по замене или удалению звеньев цепи очень сложно.

Вынос руля — это деталь, соединяющая горизонтальную трубку руля с вертикальным рулевым штырем. Вынос нерегулируемый может быть приварен к рулевому штырю или крепиться на него болтами. Регулируемый вынос — это сложное устройство, привинчиваемое к штырю, позволяющее регулировать высоту и угол наклона выноса. Выносы руля на резьбовую и нерезьбовую рулевые колонки имеют разную форму. Выносы изготавливают из стали или алюминия.

Гибрид — велосипед с комплектацией горного велосипеда и колесами 28 дюймов.

Гидравлическая вилка — вилка, в которой роль демпферного элемента амортизатора выполняет специальное жидкое масло. Гидравлические вилки делятся на подклассы в зависимости от типа используемого масла. Другое название гидравлической вилки — масляная.

Гидравлические тормоза — это тип дисковых тормозов, в которых прижим колодок к диску осуществляется посредством давления специальной тормозной жидкости, залитой в Гидролинию.

Гидролиния — крепящаяся на раме трубка, идущая от Тормозной рукоятки к Гидравлическому тормозу. Внутрь трубки залита специальная тормозная жидкость, передающая давление от нажатия тормозной рукояти к тормозным колодкам.

Головная стойка — См. Рулевая труба

Горный велосипед, байк — это общее название большого класса велосипедов, предназначенных для езды по плохим дорогам. Имеют большое количество передач и колеса диаметром 26 дюймов

Горшок —  См. Шлем.

Грипс, грипты — ручка руля.

Грипшифт — тип шифтера (манетки) – устройства для переключения передач – похожей на ручку газа у мотоцикла. Вращение цилиндрической рукоятки вперед-назад укорачивает или удлиняет тросик передач, что приводит к переходу цепи на другие звездочки.

Грыжа — потертость на боковой поверхности покрышки, через которую вылезает и лопается камера. См. Шиться, Унитазный скотч.

Гульфик — чехольчик на седло.

Геометрия рамы (велосипеда) — Размерности рамы и велосипеда в целом. Влияют на управление на большой/малой скорости, выдергивание и т.д. Стандартные характеристики — длина подседельной трубы, база, длина перьев, длина верхней трубы, угол наклона рулевого стакана, угол наклона подседельной трубы, провис каретки.

Гидролиния — связующая часть между тормозной ручкой и каллипером(тормозная машинка), педставляет собой пластиковую трубку (различного сечения, с разнным количеством слоёв, и армированием)-взависимости от назначения и производителя, в которой находится тормозная жидкость служащая для передачи тормозного усилия от ручки каллиперу.

Горилла —  арка перекинутая через колесо от одной штанины к другой на вилке, для придания большей жёсткости и более равномерного распределения нагрузок. Для большей эффективности Ви-Брейков нередко ставят дополнительную гориллу — Бустер

Градусник — человек, который делает трюки на развороты(градусы), причем умеет делать их хорошо.  Обычно больше ничего не умеет.

Градусник (слэнг) — градусник-это бревенчатая лестница под большим углом, градусником называется потому, что лестница под большим градусом. Также бывает из камней. К градусникам не относятся городские лестницы, под большим углом так как там все ступени ровные, настоящие ступени в градуснике одна больше, другая меньше.
Страшно глушит обода на переднем колесе.

Граинд — скольжение выполняемое по пригодной поверхности( грань, перилла, итд) на рок-ринге, пеге или педали.

Грипсы — это мягкие накладки на концах руля. Служат для эргономики управления велосипедом.

Грипшифт — это манетка, где переключение передач осуществляется путём вращения ручки вокруг оси руля. обычно идёт как продолжение Грипсы

Датчик — деталь от велокомпьютера. Датчик крепится на пере передней вилки и принимает сигнал от магнита, закрепленного на спице переднего колеса.

Двухподвес, полноподвес — это велосипед с амортизацией обоих колес (наличествуют задний амортизатор и амортизационная вилка). На порядок увеличивает комфорт передвижения по плохим дорогам. Незаменим для даунхилла. Часто имеют раму в форме буквы «У». Особенностью двухподвеса является раскачивание седла при быстром педалировании. На дорогих моделях с четырехточечной системой подвески эта проблема минимизирована. На двухподвес нельзя поставить стандартный багажник.

Демпфер — элемент амортизатора, который гасит колебания пружины. Это может быть воздушная подушка, масляный наполнитель или синтетический эластомер. Особенностью эластомера является его замерзание при низких температурах, в результате чего вилка перестает быть амортизационной.

Демпфирование — поглощение колебаний при работе амортизатора.

Держатель — проволочная или пластиковая конструкция, в которую вставляется питьевой бачок. Держатель крепится на косую или подседельную трубу.

Дисковый тормоз — это особый вид ручного тормоза — перфорированный диск, устанавливаемый на специальной втулке колеса, и пара тормозных колодок, которые воздействуют на диск по принципу клещевого тормоза. Взят на вооружение из мототехники. Бывают механические и гидравлические дисковые тормоза. В механических торможение осуществляется при помощи натяжения тросика, в гидравлических на колодки давит тормозная жидкость. Дисковые тормоза бывают разных фирм-изготовителей и разного уровня. Не обязательно, что элементы одного подойдут к другому.

Дрочископ — жаргонное название любимого велосипеда.

Дроп — это прыжок вниз с чего-либо. Также Дропом называют место/конструкцию, откуда можно совержить спрыгивание. Drop (англ.) — сбросить

Дропауты — это выступающая часть вилки/рамы, в которую вставляется переднее/заднее колесо. Бывают горизонтальными, что позволяет сдвигать колесо, лучше натягивать цепь на велосипедах с одной скоростью, а также изменять геометрию байка

Джерси — майка/футболка с длинными/короткими рукавами, которая по всем своим параметрам рассчитана для катания. Изготавливается из тонкого 100% полиэстра. Должна хорошо вентилироваться, быть устойчивой к грязи, падениям, разрывам и хорошо отводить влагу от тела.

Задний амортизатор — амортизатор для заднего колеса. Очень многообразен по конструкции, от простого пружинного до масляного, воздушного с возможностью отключения амортизации.

Задняя вилка, задние перья, перья рамы, задний треугольник — конструкция, являющаяся неотъемлемой частью рамы, состоящая из пары нижних и пары верхних перьев, в соединение которых вставляется заднее колесо. Может иметь различную длину, перья могут быть прямыми и изогнутыми, могут иметь или не иметь крепления под дисковый тормоз.

Зажим подседельного штыря — верхняя часть подседельной трубы с разрезом, в которую вставляется подседельный штырь. На некоторых велосипедах зажим затягивается болтом с гайкой, на большинство горных велосипедов — с помощью эксцентрика.

Зазор — свободное пространство между двумя деталями, в котором они не соприкасаются. Как только поверхности деталей начинают соприкасаться, говорят о натяге, или отсутствии зазора.

Замок велосипедный — это трос с замком, позволяющий закрепить велосипед на каком-либо стояке. Примитивное противоугонное устройство, не дающее никакой гарантии.

Замок цепи — особое звено цепи, позволяющее без специальных инструментов размыкать и замыкать цепь. Конструкционно бывает выполнено различными способами. Часто встречающаяся модель состоит из двух пластин по форме звена цепи со штырьком и продолговатым отверстием в каждой. Пластины ставятся зеркально друг другу с разных концов цепи. Штырьки заводятся в отверстия и под силой педалирования закрепляются. Расцепляются с помощью отвертки и плоскогубцев.

Заплечник — традиционный заплечный рюкзак небольшого размера (от 5 до 45-50 литров), анатомического кроя, или с вентилируемой спинкой. Использование более объемных и тяжелых заплечных рюкзаков нерационально – с ним долго не наездишься. Хотя есть любители…. См. Штаны.

Защита пера — приклеенная на нижнее перо полоса синтетического материала, предохраняющая его от ударов цепью и обдирания краски.

Защита цепи — деталь, устанавливаемая на раму для защиты цепи от попадания в нее посторонних предметов, например, брюк велосипедиста.

Защитная гильза — деталь, обеспечивающая защиту узла от попадания в него при нормальных условиях работы пыли, грязи и воды.

Звездочка, звезда — зубчатое колесо цепного привода. Различают передние звезды – систему, и задние – кассету, трещотку.

Злая резина — покрышка шириной 2.0 – 2.25 дюйма и более с глубоким протектором, предназначенная для езды по бездорожью.

Золотник — это деталь вентиля камеры. Назначение золотника — запирать воздух в камере.

Зонтик колеса — имеет отношение только к заднему колесу с блоком звёзд (трещоткой или кассетой). Плоскость обода должна быть смещена ближе к блоку звёзд. Важный параметр правильного спицевания.

Инструмент — набор велосипедных инструментов включает в себя ключи обычные и специфичные, шестигранники, отвертки, съемники, монтажки, выжимку и т.п.

Каденс — это частота вращения педалей. Измеряется числом оборотов в минуту.

Канавка подшипника — круговое проточенное углубление в чашке и конусе подшипника, служащее беговой дорожкой для шариков.

Кантилеверы — консольные ободные тормоза (в том числе типа v-brake), в отличие от клещевых, дисковых или барабанных (втулочных). Крепится к раме на перья вилок. Кантилеверные тормоза часто противопоставляют ви-брейкам (v-brake), хотя на самом деле v-brake — класс кантилеверных тормозов.

Карбон, композит, углепластик — синтетический материал, из которого делают рамы и другие детали велосипеда. В просторечии — велосипед, собранный на раме из карбона.

Каретка — это узел вращения, помещающийся в кареточной трубе. Каретка состоит из вала (оси) каретки, подшипников и чашек к ним. На ось надеваются шатуны. Неразборная каретка — см. Картридж Разборная каретка – самое дешевое, простое и требующее частого технического обслуживания оборудование.

Кареточная труба - самая нижняя труба рамы, в которой помещается кареточный узел. Обычно к такой трубе привариваются косая и подседельная трубы. Располагается в перпендикулярной плоскости к остальным трубам.

Картридж — это узел, не предназначенный для разборки и регулировки. Чаще всего это название применяется к неразборному кареточному узлу (без шатунов), имеющему вид цилиндра с выходящими с плоских сторон осями, и резьбового кольца такого же диаметра. Сечение осей зависит от типа крепления шатунов и может представлять собой квадрат, или зубчатую окружность. Картридж вставляется в кареточную трубу справа налево. Специальным съемником, имеющим вид цилиндра со шлицами, закручивается сам картридж справа, там, где будут передние звезды, а потом слева ввинчивается запорное кольцо. Картриджи бывают разной длины и диаметра, стандартов несколько. Кроме того, посадочное место педалей может быть различной формы. Неразборные подшипники не подлежат ремонту и регулировке. При износе, возникновении люфта они, в отличие от разборной каретки, просто заменяются.

Кассета — это блок задних (ведомых) звездочек. Только звёзды с прокладками между ними и стопорной гайкой!

Механизм блокировки – орех, это отдельный узел.

Ключ — тип инструмента. Ключ может быть:
Рожковый, похожий на «козу» из пальцев. Самый распространенный вид ключа для шестигранных гаек. Его плоская головка имеет открытый вырез для гайки;
Накидной, отличающийся от рожкового тем, что головка имеет не открытый вырез, а сквозное шести- или многогранное отверстие. Такой ключ надевается на гайку сверху, обеспечивая более плотный захват ее.
Трубчатый ключ еще называют «головкой», это вид ключа для тех шестигранных гаек, которые утоплены в каком-либо узле, и их невозможно ухватить рожковым ключом. Головка трубчатого ключа представляет собой небольшой цилиндрик с продолбленным или отштампованным шестигранным углублением, и может иметь различные способы крепления к рукоятке, с помощью которой и осуществляют вращение головки. Таким ключом, например, снимают педаль с оси.
Шестигранный ключ, шестигранник – с недавнего времени основной инструмент велосипедиста. Предназначен он для винтов, имеющих круглую головку с шестигранным углублением. Представляет собой шестигранный стержень, изогнутый в виде буквы «Г», «Z», или входящий в состав набора, похожего на перочинный нож. Большинство винтов на современном велосипеде требуют применения именно шестигранного ключа.
Комбинированный ключ (семейник) представляет собой металлическую пластинку со множеством отверстий и углублений в середине и по периметру для различных гаек. Очень неудобный и быстро ломающийся ключ. Однако, важный элемент такого ключа — полукруглый вырез с зацепом на его крае для круглых гаек с прорезями. Такие гайки (контргайки) встречаются в разборном кареточном узле и на резьбовой рулевой колонке. Комбинированный ключ входит в стандартный инструментальный набор к советским велосипедам. Легко превращается в конусный ключ на 13 и на 15 для передней и задней втулок путем растачивания соответствующих пазов (на 12 и 14).
Ниппельный ключ служит для натяжения спиц. Может иметь различную форму, но основной элемент такого ключа – двух-трех-четырехгранная прорезь размером под ниппель. Размеров тоже несколько.
Ключ для конусов — тонкий рожковый ключ (~3 мм).
К ключам можно отнести разнообразные специальные съемники.

Колесо — это обод, спицы, втулка, камера и покрышка, надлежащим образом вставленные друг в друга и отрегулированные.

Колодка — это деталь тормоза, непосредственно контактирующая с тормозной поверхностью (ободом колеса или тормозным диском). Существуют колодки двух видов: неразборные и разборные. Неразборная колодка представляет собой брусочек специальной твердой резины с резьбовым или гладким металлическим штырем для закрепления в тормозном рычаге, которая соприкасается с ободом или диском и осуществляет торможение. Разборная, или картриджная, колодка — это металлическая кюветка со штырем, в которую надо вставлять резиновый вкладыш.

Контактная педаль, контакты — Педаль со встроенным механизмом фиксации ноги. Требует использования специальных велотуфлей, вставляющихся шипами на подошве в такую педаль. Контактные педали различаются по стандартам.

Конус подшипника — деталь в виде усеченного полого конуса, которая прижимает шарики насыпного подшипника. Требует регулярного осмотра и своевременной замены.

Крыло, щиток — изогнутая пластиковая или металлическая полоса, крепящаяся над колесом. Служит для защиты байка и байкера от грязи и брызг.
Лосить — 1. Передвигаться с большой скоростью по труднопроходимым дорогам, а также в отсутствие оных.
2. Затрачивать большое количество энергии для преодоления расстояний.

Лошпед — нехорошее слово. Употребляется некультурными людьми с преувеличенным мнением о собственной персоне применительно к велосипедисту-новичку на дешевом велосипеде.

Манетка, шифтер — это устройство для переключения скоростей на велосипеде. Изменение положения рычажка на манетке приводит к ослаблению или натяжению троса переключателя. Таким образом, изменяется положение переключателя и цепь перебрасывается на другие звездочки. Существует несколько отличающихся друг от друга типов манеток:
Однорычажные, т.н. фрикционные, – использовались на многоскоростных (до 10 передач) велосипедах до 80-90х годов. Могли располагаться на руле и на раме. Не имели фиксированного положения рычажка, что при отсутствии опыта делало затруднительным быстрое и четкое переключение передач.
Однорычажные, с фиксацией положения тросов, – появились на байках 90х годов. Манетки крепились на руле и обеспечивали все прелести пошагового переключения передач в условиях увеличившегося их числа. На некоторых моделях сохранялась возможность отключения пошагового режима непосредственно «на ходу».
Двухрычажные — наиболее распространенный вид механизмов переключения передач на велосипеде в последнее время. Представляют собой крепящийся на руль блок с храповым механизмом и двумя рычажками, один из которых отвечает за ослабление троса, ведущего к переключателю, и, соответственно, за переброс цепи на меньшие по диаметру звездочки; другой рычажок при переключении на следующую ступень трос натягивает, перебрасывая цепь на бОльшие по диаметру шестеренки. Эта схема верна для переключателей с прямым ходом. Задний переключатель с обратным ходом работает с точностью до наоборот. Он вместо тросика имеет жесткую стальную проволоку и сплошную «рубашку», работающую на растяжение.
Типа грипшифт. Имеют вид вращающейся ручки. См. Грипшифт
Еще одним типом манеток являются Моноблоки, или Комбо-манетки, совмещенные с тормозными ручками.

Матрас — покатушка или поход пониженной категории сложности с целью как можно меньше проехать на велосипеде. Разновидность — Матрас с 5 звездочками. Обычно встречается при недостаточной квалификации руководителя, плохой организации и недисциплинированности участников, возникновении форс-мажорных погодных условий, плохой проработке информации о местности и протяженности маршрута, а также при стремлении организаторов позиционировать маршрут менее сложным, чем в действительности.

Монтажка, монтажки — пластмассовая или металлическая лопаточка для безопасного для покрышки и камеры снятия/надевания покрышки на обод. Обычно используются 2 монтажки одновременно. Вместо М. может использоваться ложка (стальная).

Моргалка, маячок, задний габарит — маленький красный фонарик, работающий в режиме мигания. Крепится на подседельный штырь, велорюкзак, поясную сумку и т.д. для улучшения заметности байкера сзади.

Наконечник троса — колпачок из мягкого металла, который закрепляется на конце троса для предотвращения его расплетания.

Ниппель — 1. Гайка, крепящая спицу к ободу колеса. Затягивание ниппеля способствует натяжению спицы. 2. Устройство, запирающее воздух в камере. См. Вентиль.

Обод — часть колеса, на которую устанавливается шина. Наружная часть обода может служить рабочей тормозной поверхностью. Может быть одинарным или двойным, имеющим дополнительные элементы и ребра жесткости внутри. У пистонированного обода спицевые ниппели укреплены специальными трубочками, пистонами.

Обойма подшипника, сепаратор - металлическая круглая жестянка с загнутыми лепестками, между которых помещаются шарики подшипника. Обычно разбивается очень быстро.

Оболочка тросика, рубашка — пластиковая трубочка с металлическим армированием, закрепленная на раме, через которую проходят тросики. Тормозная рубашка имеет армирование спиральное, рубашка тросиков переключения скоростей – из проволочек во всю длину. Испытывают нагрузки «на сжатие». Для заднего переключателя с обратным ходом рубашка имеет запрессованные втулки крепления на манетку и переключатель, т.к. работает «на растяжение».

Односкоростной велосипед, моноспид — это велосипед с одной передней и одной задней звездами, т.е. без системы передач.

Орех — деталь задней втулки (под кассету), в которой расположен механизм, препятствующий холостому вращению педалей.

Ось — центральная часть подшипникового узла, на которую устанавливаются конусы подшипников с контргайками и соответствующий узел (втулка колеса, шатуны каретки). Сама ось опирается (посредством шариков) на чашку подшипника. С помощью оси весь узел крепится на раме. Ось есть и в ролике переключателя. Ею является винт, с помощью которого ролик крепится в рамке переключателя.

Передача — передаточное число привода — соотношение числа зубьев ведущей и ведомой звездочек.

Переднеподвес — это велосипед с амортизационной вилкой.

Переключатель, переклюк, суппорт, дерайлер — механизм, перебрасывающий цепь с одной звездочки на другую для изменения передаточного числа привода (переключение передачи). Бывает передний, для системы, и задний, для кассеты. Бывает с прямой и обратной тягой.

Переспицовка — это полная переборка спиц колеса без разборки втулки.

Перо — это трубка, соединяющая каретку с подседельной стойкой (в случае пера задней вилки). В районе каретки обычно имеет овальную форму. О перьях вилки чаще говорят как о «ногах» или «штанах».

Петух — это деталь причудливой формы, которая крепит задний переключатель на раме. Может быть выполнен отдельно или являться составной частью рамы. Отвечает за вертикальное расположение заднего переключателя. Гнутый петух – одна из причин плохого переключения. Ломаный петух превращает многоскоростной велосипед в односкоростной, а если нет выжимки, то и в самокат.

Пилить — медленно и нудно передвигаться по монотонной дороге с максимально возможной для едущих скоростью. Как правило, это дорога — прямая, на ней небольшие подъёмы, часто присутствует встречный ветер.

Пин — штырь или заклепка, соединяющая звенья цепи Подвеска см. Амортизатор

Подседельная труба — это труба рамы, в которую вставляется подседельный штырь. Подседельный штырь, подседельник Трубка, вставляемая в подседельную трубу рамы, на которой закрепляется седло.

Подшипник — основное назначение подшипника — уменьшать трение вращающихся деталей друг о друга. В велосипедах применяют как подшипники качения, так и подшипники скольжения. Подшипники качения состоят из двух поверхностей, между которыми находятся стальные шарики. В байкерской среде разделяют:
конусные, или насыпные, подшипники. Они представляют собой чашку, которой может являться тело втулки, педали, насыпанные шарики определенного диаметра, числом на один меньше, чем могло бы поместиться, и конусную гайку, шарики прижимающую. Иногда шарики вставлены в сепаратор, который увеличивает нагрузку на шарики (так как уменьшает их число в подшипнике) и радостно разбивается за непродолжительное время. Конусный подшипник поддается ремонту и регулировке, в отличие от так называемого промышленного.
промподшипник представляет собой кольцо, диаметром соответствующее месту применения, состоящее из двух скрепленных между собой обойм с запрессованными шариками. Иногда имеет защиту от грязи и влаги. Неремонтопригоден, не поддается настройке. К промподшипникам можно отнести неразборную каретку – картридж. Существует мнение, что во втулках лучше применять насыпные подшипники. Подшипники присутствуют также в трещотке (орехе), в роликах заднего переключателя, в манетках, и, конечно же, в цепи.

Покатушка— это однодневный выезд на велосипеде. Не имеет стандартов по скорости, расстоянию, количеству участников и перекусов.

Покрышка — это внешняя часть колеса, защищающая камеру от наружных механических воздействий. Покрышки имеет различный рисунок-насечку, т.н. протектор. Основной принцип классификации покрышек — по рисунку пр?

Комментарии
Пока нет комментариев
Написать комментарий
Имя*
Email
Введите комментарий*
15 + ? = 17
Введите капчу*